среда, 19 апреля 2017 г.

[soft.business] Как и где удобнее всего продавать коммерческие лицензии на ПО?

У нас начинает маячить на горизонте момент, когда можно будет начинать продавать коммерческие лицензии на разработанные нами C++ные библиотеки. Соответственно, возник вопрос как и где это лучше всего делать. Пока представляется, что есть два основных варианта:

1. Со своего сайта, но через платежных агрегаторов, вроде Ассиста или Робокассы. В принципе, так поступают хостеры, когда продают виртуалки физическим лицам.

2. Через специализированные интернет-магазины по продаже программного обеспечения (вроде allsoft.ru).

Если кто-то проходил через выбор инструмента для продажи собственного ПО, то может поделитесь опытом или подскажете, на что имеет смысл смотреть в первую очередь? Или вот такой момент: есть ли какие-то подводные камни для белорусского юридического лица при продаже ПО через иностранный интернет-магазин?

В общем, буду признателен за любую помощь.

вторник, 18 апреля 2017 г.

[life.books] Пару слов о [не]прочитанных за последнее время книгах

После отличной книжки "Доставляя счастье" мне в руки попалось четыре книги на темы, так или иначе связанные с бизнесом, из которых я смог дочитать только одну. Что это были за книги и почему так получилось попробую вкратце рассказать в этом посте.

Первой была книга Игоря Манна "Маркетинг на 100%". Я подписан на рассылку издательства "Манн, Иванов и Фербер", в которой время от времени (сейчас уже гораздо реже, чем вначале) проскакивают описания книг, вызывающие желание прочитать что-нибудь. Как раз через рассылку и пришла ссылка на очередное переиздание "Маркетинга на 100%". Клюнул на большое количество хороших отзывов, плюс к тому была большая потребность для самого себя разобраться в том, что же такое маркетинг, какова его роль, чем маркетинг отличается от рекламы, когда в маркетинг нужно вкладываться очень серьезно, чего ждать от маркетинга и т.д.

Прочел около 3/4 книги, потом сдался. Книга, может быть, хорошая. Но предназначена для тех, кто профессионально занимается маркетингом или собирается этим профессионально заниматься. Если же вы начинающий бизнесмен-производственник и хотите разобраться в том, что такое маркетинг и какую пользу маркетинг должен приносить вашему бизнесу, то ответов на свои вопросы в книге не найдете. Скорее даже вопросов у вас станет больше. По крайней мере я так и не понял, что же это за зверь такой :(

Второй книгой стала "К черту всё! Берись и делай! Полная версия" Ричарда Брэнсона. Уж не помню, что именно толкнуло меня на ее покупку. Но одним из главных факторов были хорошие воспоминания об очень интересной книге "Теряя невинность" того же Брэнсона, которую я с большим интересом и удовольствием прочитал лет 15 назад. Кстати, если кто-то не читал "Теряя невинность", то очень зря. Действительно интересно.

А вот с "К черту всё!..." у меня не пошло. Половину осилил, может даже больше, а потом сдался. Как по мне, такую книгу хорошо читать в 17 лет. Или в 25. Ну, может быть, в 30. Но когда тебе за сорок и ты уже несколько раз всерьез переосмысливал то, чего ты хотел, что получил, к чему стремился и к чему пришел, куда и как хочешь идти, на что ты ради этого готов, чем ты можешь рискнуть, от чего ты не можешь оказаться и т.д, и т.п., то пользы от жизнеописания и рассуждений на разные темы от какого-то чувака до которого тебе, по большому счету, нет никакого дела... В общем, не ощущал я никакой пользы от чтения "К черту всё!..." Заканчиваешь главу, задумываешься о том, а что же в сухом остатке? И обнаруживаешь, что запомнил всего какой-то один фактик о том, как Бренсон в очередной раз чудом спасся в каком-то очередном своем приключении. В общем, быстро понял, что мне жалко времени, которое я трачу на чтение этой книги. Еще какое-то время я заставлял себя читать дальше в надежде, что должно же что-то такое быть, чтобы "Бах!" и "О, вот оно, ради этого и читал, это и заставит взглянуть на жизнь и мир вокруг немного иначе". Но не нашел ничего подобного. В итоге сказал сам себе "Ну и к черту её! Займись тем, что тебе больше нравится. Прямо сейчас" ;)

Третья книга -- это "Как работает Google" от Эрика Шмидта, Алана Игла и Джонатана Розенберга. Прочитал совсем чуть-чуть. Показалось, что написано интересно. Но не для меня нынешнего. То, что описывает Эрик Шмидт про Google актуально для тех, кто работает и руководит коллективами в больших компаниях. Т.е. для меня это могло бы быть полезным во время работы в Интервэйле, особенно когда под моим началом было 100 человек. Но сейчас, когда мы втроем пытаемся запустить свой маленький свечной заводик (ключевое слово маленький), читать о принципах организации работы в Google -- это изучать вещи, которые тебе гарантированно не понадобятся в течении ближайших 5 лет даже при самом благоприятном стечении обстоятельств. В итоге, отложил "Как работает Google" до лучших времен. Но, думаю, что тем, кто работает в больших продуктовых компаниях, вроде Yandex-а, Лаборатории Касперского, Wargaming-а или даже Сбертеха ;), может быть и интересно, и полезно. Прошу заметить, аутсорсеров, вроде ЕПАМа или Luxsoft-а я в этот список не включил, у гребцов на галерах свои проблемы, а у их надсмотрщиков -- свои :)))

Четвертой книгой оказалась "The Everything Store. Джефф Безос и эра Amazon" за авторством Бреда Стоуна. Вот ее я дочитал до конца.

Книга непростая, читается тяжело. Основная причина в том, что в ней огромное количество информации вроде дат, имен, названий тех или иных мест. При этом, как мне показалось, в книге нет никакой ярко выраженной сюжетной канвы. Такое ощущение, что задачей автора было выдать наиболее плотный поток фактов, расположенных более-менее в хронологическом порядке. Но это мое субъективное ощущение, наверняка у других читателей может быть свое впечатление.

Одним из главных итогов чтения книги про историю Амазон стало непонимание того, почему такое большое внимание уделяется роли Джеффа Безоса в развитии и становлении Амазона. Как по мне, так все это скопление фактов, инсайдерской информации, слухов, сплетен и домыслов о том, как развивались события, отлично укладывается в воненнгутовское "Все мы жертвы цепи нелепых случайностей".

Возможно я ошибаюсь, и Джефф Безос держал весь Амазон жесткой рукой за яйца, как это делал Стив Джобс в Apple, но вот у меня после прочтения книги такого ощущения не возникло. Т.е. там было такое количество действующих лиц, такая движуха, такое почти броуновское движение, что роль Безоса там воспринимается просто как направляющая. Ну вот есть у Амазон вот такой лидер. Ну и есть. Как мне показалось, вклад команды юристов, которые выискивали лазейки в законодательстве США, позволявшие Амазону не платить налоги, которые приходилось платить офлайновым ритейлерам, в общий успех Амазона был отнюдь не меньше идей самого Безоса.

Вот что действительно стало откровением и заставило посмотреть на какие-то вещи в жизни совсем по-другому, так это тот факт, что Амазон в течении, как минимум, семи лет был просто убыточным предприятием. Т.е. компания привлекала сотни миллионов сторонних инвестиций, вышла на IPO и получила еще огромные средства от продажи акций, но при этом несла огромные убытки. При этом сам Безос уже в это время стал вполне себе обеспеченным человеком, покупающим дома за 10 миллионов долларов и летающем на частном самолете. При этом главной политикой компании была экономия на всем, включая и сотрудников, к которым относились как к говну в прямом смысле слова (кто не верит, пусть прочитает про экономию на системах кондиционирования на распределительных узлах Амазона). Т.е. владелец убыточной на продолжении многих лет компании, в которой зажимают деньги даже на то, чтобы обеспечить нормальные условия работы своих сотрудников, по ходу дела становится миллионером... Очевидно, что до прочтения "The Everything Store. Джефф Безос и эра Amazon" я ничего не понимал в бизнесе.

Ну и кстати про сотрудников Amazon и про условия работы там. Очевидно, что грызня "пауков в банке" была еще та. Сильно напомнило Интервэйл времен 2013-2014 годов. Еще раз довелось убедиться в том, что говно не тонет эффективный менеджмент есть везде. У нас его, наверное, еще не так много, как в развитых странах :)

В общем, книга не простая, читается с трудом, но местами весьма полезная. Тем не менее, я бы рекомендовал ее тем, кому интересно заниматься именно "куплей-продажей". Ведь Amazon, не смотря на всю свою технологичность, -- это компания, основной бизнес которой в том, чтобы здесь купить, а там продать. И все крутится именно вокруг этого. Если же вы ищите себя в производстве или в конструкторской деятельности, то для вас объем полезной информации будет гораздо меньше. Еще книгу можно порекомендовать как раз тем, кто видит себя на поприще "эффективных" менеджеров, которым пофигу, чем управлять -- системой распределения товаров на складе или же компанией по выводу на европейский рынок новой линейки интимных смазок. Научиться хамскому поведению по отношению к подчиненным и к раздаче пинков "нерадивым" сотрудникам вполне получится. Только запомните, пожалуйста, в мире еще встречаются люди вроде меня, которые воспринимают повышение голоса на подчиненных и ругань в их адрес как проявление непрофессионализма (каких бы успехов при этом не добился тот же самый Безос). И когда вы кому-то скажете что-то вроде "вы и правда настолько тупы, чтобы прийти ко мне с такими дурацкими предложениями", то будьте готовы услышать в ответ что-то вроде "Если я настолько туп, то как у вас хватило ума нанять меня на работу?" :)

понедельник, 17 апреля 2017 г.

[prog.c++] Шаблоны против копипасты 6: просто шаблоны и просто перегрузка функций

Очередная часть серии "шаблоны против копипасты", которая, как обычно, получилась в результате рефакторинга имевшегося и работавшего кода (предыдущая часть серии здесь). Правда, в этом случае я буду показывать не реальный код, ибо тогда пост получится перегруженными никому не интересными деталями. А уже максимально упрощенная и сокращенная версия. Но все равно получилось довольно объемно, поэтому все фрагменты кода упрятаны под кат.

Итак, суть в том, что было несколько семейств функций send, send_delayed и send_periodic. В каждом семействе была одна "как бы главная" функция, получавшая самый общий набор аргументов. А все остальные функции были всего лишь обертками вокруг главной функции, но обертками, заточенными под определенный тип получателя. Обертки эти нужны были для того, чтобы сделать код, использующий send-ы, единообразным. Чтобы отсылка сообщения в какой-то конкретный mbox синтаксически не отличалась от отсылки сообщения в какой-то mchain. Ибо такое синтаксическое однообразие очень и очень сильно упрощает написание шаблонного кода.

В общем, за несколько лет развития данные семейства функций приобрели, схематично, следующий вид: