вторник, 4 ноября 2014 г.

[life.photo] Еще несколько слов за Voigtlander Ultron 40mm/2 SL

Чуть меньше года назад обзавелся интересным мануальным объективом -- Voigtlander Ultron 40mm/2 SL. Затем написал небольшой обзор, который, как оказалось, стал довольно-таки популярным (во всяком случае по поисковому запросу "voigtlander" ко мне регулярно народ ходит).

Правда снимал на этот Voigtlander я совсем немного :( Не потому, что объектив плохой. А потому, что для моего любимого жанра, репортажного портрета, более удобным оказался 85mm объектив. Менять объективы по ходу съемки не есть хорошо, зумы -- отстой ;), а иметь две приличные тушки с разными объективами... Для ленивого фотолюбителя, вроде меня, который ни копейки на фотографии не заработал, это как-то занадто ;) Вот и беру на съемку всего один фикс-объектив и снимаю все на него. Поэтому подавляющее большинство снятых за последний год фотографий -- это 1.4/85mm. А вот в поездку на 5-й этап Кубка РБ по дартс решил взять именно Voigtlander. В первую очередь из-за его малых размеров и веса, очень уж не хотелось таскать с собой большой баул с камерой и вещами.

Вероятно, это одна из моих последних поездок на турнир с фотоаппаратом, т.к. нужно либо снимать, либо играть. Тем не менее, съездил, немного поснимал, чуток обработал фотографии, посмотрел на то, что получилось. Интересный, все-таки, объектив, этот Voigtlander Ultron. А вот чем именно -- под катом.

Нравится мне картинка, которую выдает Voigtlander на открытых диафрагмах. Наверное, так отделять основной объект кадра от фона должны все светосильные объективы:


ISO=640, f=2.8, 1/320

Но, в отличии от, например, Zeiss-овских f=1.4-светосильных объективов, на Voigtlander-е при открытой диафрагме гораздо проще попасть в фокус. Уж не знаю, с чем именно это связано. Может с небольшим фокусным расстоянием (хотя у Zeiss-овского 35mm ФР еще меньше, но в фокус попасть на f=1.4 и f=2.0 сложнее), может с ходом кольца фокусировки. Как бы то ни было, как по мне, так Voigtlander 40mm/2 -- это объектив для съемки на открытых дырках: очень хорошее сочетание глубины резкости и размытия не попавших в фокус объектов. Да все это при малом весе и размере, и совсем небольшой цене.

Второй момент, который не могу не отметить -- это глубина резкости. На f=4.0 такое ощущение, что снимаешь на f=8.0. Вот, например:


ISO=640, f=4, 1/250

Или вот здесь:


ISO=640, f=4, 1/320

в фокус я вообще не попал, но, тем не менее, кадр не безнадежно испорчен. Конечно, он хуже остальных, но в общей серии снимков с турнира вполне приемлем.

Кстати, на счет попадания в фокус. Стыдно признаваться, но наблюдаю за собой такую особенность, что когда люди мне спокойно позируют и у меня есть время тщательно сфокусироваться, то обычно я сильно промахиваюсь мимо фокуса. Даже не знаю, чем это объяснить. Зато если нужно снимать "в ковбойском" стиле, когда на фокусировку времени почти нет, тогда зачастую с фокусом все намного лучше :) Так было и на этих съемках. Некоторые групповые кадры удалось получить в приемлемом качестве только за счет большой глубины резкости Voigtlander-а.

Третий момент, который хотелось бы отметить -- это "обзор" объектива. Конечно, 40mm на полном кадре -- это совсем не широкоугольник, но после 85mm в его поле зрения попадает ну очень уж много :) Что заставляет задумываться о композиции и расположении объектов в кадре гораздо серьезнее, чем на 85mm.

Тут, похоже, работает обратная сторона совета пользоваться всего одним-единственным фиксом. Когда долго снимаешь на один объектив, ты уже на подсознательном уровне чувствуешь, что войдет в кадр с того места, где стоишь. И либо ты сразу выстраиваешь композицию кадра с соответствии с этим (т.е. знаешь где что будет находиться в кадре), либо же перемещаешься в другую точку даже не заглядывая в видоискатель.

А вот когда переходишь на совсем другой объектив, то помощи от инстинктов нет. Без фотоаппарата видишь одно, а в кадре получаешь совсем другое :( Например, обилие пустого пространства вокруг главных героев:


ISO=640, f=4, 1/320

Но это можно вылечить только длительным использованием именно этого объектива, чтобы затем столкнуться с такой же проблемой при переходе на другой объектив :) Дабы избежать этой проблемы, вообще лучше пользоваться камерами с несменными фиксами, вроде Fujifilm X100 (X100S, X100T) или Ricoh GR. Кстати говоря, для не шибко фанатеющих фотолюбителей Fuji X100T -- это очень и очень хороший вариант.

Четвертый момент -- это вносимые объективом оптические искажения. У Voigtlander Ultron 40mm довольно заметная дисторсия. Я ее чуток в LR вручную подправил. Но все равно искажения пространства по краям кадра довольно заметны. Вот, можно обратить внимание на то, как "растягиваются" по углам щиты с мишенями (крайний правый и крайний левый):


ISO=640, f=4, 1/400

С учетом того, что я выше многих фотографируемых людей и веду съемку с довольно таки высокой точки, временами мне кажется, что картинка на фотографии как бы разворачивается (в верху от центра к краям). Интересный эффект. Интересно было бы приехать на турнир с 35mm объективом и поснимать на него. Надеюсь, возможность для этого представится 6-го декабря на Чемпионате Республики.

Пятый момент -- это цвета. Хотя не мне говорить о цветах и точности цветопередачи, т.к. с этим у меня точно есть некоторые проблемы, а по мнению жены я вообще наполовину дальтоник ;), но по цветам Voigtlander дает совсем другую картинку, нежели Zeiss-ы (с Nikkor-ами сравнивать не берусь, т.к. пользуюсь ими еще реже).


ISO=640, f=4, 1/200

У меня сложилось впечатление, что Voiglander хорошо подойдет для съемки в темных помещениях с яркими световыми пятнами. Вот как здесь:


ISO=2000, f=2, 1/50


ISO=2200, f=2, 1/125

Хотя как раз в таких условиях использовать Voigtlander 40mm/2 несколько сложнее, чем объективы со светосилой в 1.4. Казалось бы, разница всего в полстопа, но когда освещение неидеальное, сфокусироваться на 1.4 гораздо проще, чем на 2. А вот плотные, темные, густые, непрозрачные цвета, которые выдает в этих ситуациях Voigtlander-е лично мне очень нравятся. Либо я себя в этом сумел убедить :)

Вот как-то так. Отличный объектив все-таки. По крайней мере для любителей мануальной оптики. Остается только пожалеть, что большую часть времени он лежит у меня без дела. Еще одно доказательство того, что фотолюбителям достаточно 1-2 "стекол", все остальное -- это от жадности ;)

PS. В последнее время все чаще и чаще задумываюсь о том, чтобы написать в блоге объявление вроде "снимаю характерные портреты в рабочей обстановке за еду на интерес"... Но что-то пока удерживает. Не хватает решимости :) Хотя попробовать было бы интересно.

Комментариев нет: