четверг, 11 февраля 2010 г.

[life] Цитаты из “Оружия победы”: самодурство начальства

Цитирую “Оружие победы” В.Г.Грабина, глава “Директора меняются, недостатки остаются”.

Как-то в цехе я обратил внимание на то, что щит пушки что-то уж очень легко поддается рихтовке, то есть правке. Мне это показалось странным: не может закаленная броневая сталь быть такой податливой. Подумал: может быть, щит не закален? Попросил принести паспорт и обнаружил грубейшее нарушение: щит был изготовлен не из броневой стали, а из углеродистой. Еще больше я поразился, когда увидел, что контролер ОТК подписал этот паспорт. Попросил пригласить контролера и от него услышал, что директор лично приказал пустить на броневой щит углеродистую сталь. Я не мог поверить ему: углеродистый лист никогда не заменит броневого, а директор хорошо знает назначение щита — укрывать орудийный расчет от вражеского огня.

Возмущенный, жаждавший немедленно выяснить, почему это произошло, я пошел к директору.

На мой вопрос Дунаев ответил вопросом.

— Я на заводе хозяин или вы? Я могу давать любые указания, которые считаю нужными, и никому не разрешу их отменять. Никто на заводе не имеет права их отменить!

— Вы директор, это всем известно,— сказал я после небольшой паузы,— но это не дает вам права не выполнять требований чертежа, который утвержден заказчиком. Не выполнять эти требования — значит поставлять армии некондиционную продукцию. За конструкцию пушки отвечает КБ. Поэтому без ведома КБ и без согласования с военпредом вы не можете делать никаких изменений. Ваше распоряжение о замене материала для щита незаконно. Прошу вас отменить это распоряжение и приказать все щиты, изготовленные из углеродистой стали, изъять из производства и снять с пушек как некондиционные.

— И не подумаю отменять свое решение. Права директора даны мне наркомом, а не вами. А вы вмешиваетесь в мои права, на что вас никто не уполномочивал. До тех пор, пока я директор, я буду делать все. что посчитаю нужным. Вам же советую знать свое место на заводе!

— Я вам не приказываю и не собираюсь вмешиваться в ваши дела, но считал и считаю своим долгом предупредить, что никто не дал вам права выпускать некондиционные пушки, а точнее говоря, брак.

— А я еще раз предупреждаю вас, что не позволю и не советую вмешиваться в распоряжения директора.

— Вопрос о неправильной замене материала для щита я мог бы решить и другим путем, но счел целесообразным прийти к вам, чтобы не подрывать вашего авторитета. Мы все обязаны поддерживать авторитет директора, который является доверенным человеком правительства, но ваши действия не оправдывают этого доверия.

— Не вам судить и не вам заботиться о моем авторитете на заводе

Если бы это дело касалось чего другого, я бы, возможно, уступил. Но именно в этом случае я, как инженер, как начальник КБ, не имел права допустить замену материала, а убедить Дунаева было невозможно. Подумав, я сказал:

— По долгу службы я обязан о вашем неправильном решении письменно сообщить по двум адресам: военпреду, чтобы он не принимал пушки с некондиционным щитом, и в высшие инстанции. Знайте, что этим я вас не пугаю, а избавляю от гораздо больших неприятностей, которые безусловно возникнут. А теперь пойду на свое место заниматься своими делами.

Я повернулся и направился к выходу.

Дунаев среагировал сразу.

— Подождите! — крикнул он.— Вопрос еще не решен. Я остановился.

— Значит, вы напишете?

— Обязан написать. И сегодня же.

Он задумался.

— А если я отменю свой приказ, все равно напишете?

— Тогда в этом не будет нужды. Дунаев сказал, что сейчас же отменит приказ. Я напомнил: надо еще снять те некондиционные щиты, которые уже поставлены. При мне Дунаев по телефону сделал все необходимые указания. Помня, как он вот так же по телефону давал одно распоряжение о моей командировке в Москву (когда уволил меня), а затем за моей спиной позвонил вторично и распорядился выдать мне деньги на проезд только в один конец, я на этот раз проверил: не последует ли другое указание. Нет, не было. Некондиционные щиты с пушек сняли, заготовленные детали щитов из углеродистой стали выбросили.

На заводе же не надувные матрацы делали, а орудия для приближающейся войны. И в таких условиях директор завода своей единоличной властью заменяет броневые щиты на простые. О людях, которым предстояло воевать с этими пушками он не думал. Зато он хорошо знал, что он здесь самый главный и никто ему не указ.

Кстати, когда в твоих руках появляется хотя бы какая-то власть, очень сложно не скатиться на аргументы “Потому что я так сказал!”

2 комментария:

Skynin комментирует...

Свезло этому Грабину, что не получил в ответ:
- Я из пролетарского роду, а ты чьих, из поповских?

Ведь процессы врачей, инженеров, и прочих вредителей были вызваны не вот такими производственными моментами. А когда грабины "срывали план выпуска", пристебываясь к какой-то там чуток не такой стали. "Армию хотят оставить без оружия! Лучше хоть какая-то пушка, чем никакой вообще!"

eao197 комментирует...

>А когда грабины "срывали план выпуска", пристебываясь к какой-то там чуток не такой стали.

Каждый должен заниматься своим делом -- конструктор решать, щиток из какой стали нужен пушке, а директор должен обеспечивать выпуск созданного конструктором оружия. Когда директора ради планов и лозунгов "лучше хоть что-то" начинают лезть не в свое дело, то совсем другую сталь будут ставить не только на щитки, но и на стволы и на камору. И тогда "хоть какая-то" пушка разорвется к чертям после 10-го выстрела.